Чиновники превратили Москву в колонию-поселение. Сходства и различия

Фото: Сергей Ведяшкин/ АГН "Москва"

Я всё последнее время гадал, откуда взял наш креативный московский мэр Собянин свои "ограничительные меры по борьбе с коронавирусом". Пока не наткнулся на Уголовно-исполнительный кодекс РФ. Заглянув в который, вдруг обнаружил, что многие мэрские художества, применяемые ныне к москвичам, разительно напоминают порядки и подходы, принятые в "колонии-поселении". А если и отличаются порой от них, то, как правило, в худшую сторону.

Автор: Хомяков Владимир

Если кто не в курсе, то "колония-поселение" - это такое сравнительно облегчённое "исправительно-трудовое учреждение" (ИТУ) в системе исполнения наказаний, где содержатся (статьи 128, 129):

а) лица, осуждённые за преступления, совершённые по неосторожности, и ранее не отбывавшие лишение свободы;

б) лица, впервые осуждённые за совершение умышленных преступлений небольшой или средней тяжести;

в) лица, осуждённые за преступления, совершённые по неосторожности, и ранее отбывавшие лишение свободы;

г) положительно характеризующиеся осуждённые, переведённые из колоний общего и строгого режима.

К какой из перечисленных выше категорий отнёс мэр Собянин 12 миллионов москвичей, без какого-либо суда и обвинения одной только его личной волей запертых в колонии-поселении "Москва", сказать не берусь. Но видимо, рассуждал классически: был бы человек, а статья под него найдётся. А на крайний случай - можно ведь и без всякой статьи пересажать - одним мэрским указом.

Читаем Кодекс дальше:

При применении к осуждённым, отбывающим лишение свободы в колониях-поселениях и не занятым общественно полезным трудом, взыскания в виде запрещения выхода за пределы общежития в свободное от работы время на срок до 30 дней им предоставляется право на ежедневную прогулку продолжительностью не менее двух часов.

Здесь правила, установленные "гражданином начальником" Собяниным для нас, построже будут, чем в колонии. Мало того, что всех нас сразу он подвёл под взыскание, запрещающее выходить из домов без разрешения лагерной администрации, даже не на 30, а уже на более чем 60 дней. Так ещё и прогулки нам разрешил не ежедневные, как зэкам, а лишь трижды в неделю, по графику, составленному им для каждого барака... ну, то есть дома.

Право на прогулку

Здесь мы по условиям уступаем даже заключённым, отбывающим пожизненный (неужели всё это и в Москве - пожизненно?!) срок в колониях особого режима (статья 127 УИК РФ): Осуждённые, отбывающие наказание в строгих условиях, имеют право на ежедневную прогулку продолжительностью полтора часа, осуждённые, отбывающие наказание в обычных условиях, - на ежедневную прогулку продолжительностью два часа, осуждённые, отбывающие наказание в облегчённых условиях, - на ежедневную прогулку продолжительностью два с половиной часа. При хорошем поведении осуждённого и наличии возможности время прогулки может быть увеличено на тридцать минут.

При хорошем поведении осуждённого и наличии возможности время прогулки может быть увеличено на тридцать минут. Фото: Alexey Myakishev/ Globallookpress

Тут москвичам только обзавидоваться остаётся: это ж надо - ежедневно! от полутора до трёх часов! и при этом - без повязок и марлевых масок! Почти свобода!

В разнообразных комментариях к Кодексу особо подчёркивается, что поселенцы колонии не ходят под конвоем, а персонал занят тут тем, чтобы отслеживать, как заключённые стараются социально адаптироваться и могут вести жизнь без преступлений.

Ну, так персонал личной колонии "гражданина начальника" Собянина тоже нас всесторонне отслеживает. Только не на предмет социальной адаптации, а по части нарушения режима принудительной изоляции (назвать "самоизоляцией" наш принудительный домашний арест без суда и с "цифровым пропуском" вместо электронного браслета как-то язык не поворачивается). Причём система отслеживания, в отличие от колонии-поселения, не периодическая, а тотально глобальная, с применением новейших достижений спецтехники (система наблюдения по лицам) и составлением полноценного досье (новый Единый реестр) на каждого из нас.

В период нахождения человека на территории колонии-поселения у него забирают паспорт, а вместо него выдают другой документ, подтверждающий личность.

У нас паспорт, правда, ПОКА не забирают, но, чтобы он действовал, к нему полагается иметь цифровой пропуск, который надлежит через компьютер испрашивать у мэрии, даже чтобы пройти куда-нибудь далее 100 м от дома или зайти в магазин в соседнем районе.

Жители колонии могут свободно перемещаться по территории колонии. По желанию, человек может даже передвигаться в ближайший населённый пункт, но только после получения согласия от руководства. Передвижение вне колонии возможно только при получении согласия от администрации.

Похоже на нашу ситуацию, хотя у нас, пожалуй, режим пожёстче будет: заключённым свободное перемещение хотя бы внутри колонии разрешено, а нам - нет.

Каждый человек, проживающий на территории колонии, должен работать, вне зависимости от того, есть ли у него средства к существованию.

Вот тут мы обитателям колонии-поселения можем только позавидовать: нас не заставляют работать, нам работать запрещают. Повезло разве что тем, кто может делать это на "удалёнке", не выходя из своего барака... пардон, дома.

На территории коррекционного учреждения лица могут ходить в гражданской одежде, на которой отсутствуют какие-либо бирки, свидетельствующие о том, что люди считаются заключёнными.

Бирку не бирку, а цифровой пропуск обязан носить каждый, именно в качестве доказательства того, что он лояльный администрации колонии заключённый, а не беглый. Иначе - штраф: выгребут последние оставшиеся у безработного денежки, и хоть с голоду подыхай!

Бирки носить обязательно

Ну, а насчёт "бирок на одежде", так скоро в Едином реестре все мы не по именам-фамилиям значиться будем. Так что со временем, глядишь, здороваться будем соответственно: "Эй, ЗК №12345! Это ж я, ЗК №67890! Давно не виделись!" Тут и нестыковочку с конституционными правами граждан заодно решить можно: ибо какие могут быть права у "номеров"?!

Кстати, с правами у заключённых (понятно, что не в реале, но хотя бы в законе), пожалуй, получше будет. Вернёмся снова к статьям Кодекса:

Статья 10: При исполнении наказаний осуждённым гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.

Статья 12: 1) Осуждённые имеют право на вежливое обращение со стороны персонала учреждения, исполняющего наказания. Они не должны подвергаться жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или взысканию. Меры принуждения к осуждённым могут быть применены не иначе как на основании закона.

Цифровой пропуск обязан носить каждый, именно в качестве доказательства того, что он лояльный администрации колонии заключённый, а не беглый. Фото: Сергей Киселев/АГН "Москва"

Понятно, что на самом деле есть у заключённого какие-то права или нет, определяет отнюдь не какой-то закон, а администрация колонии, где тоже хватает своих "собяниных". И всё же... Хотелось бы знать, на основании каких законов нас заперли по домам, вопреки 27-й статье Конституции запретили перемещения, обязали ходить в покупаемых за свой счёт масках и перчатках и штрафуют за любой чих, не соответствующий противозаконным указивкам мэра?! Назовите законы и их статьи, пожалуйста!

Кстати, там же. В Кодексе: 3) Осуждённые, независимо от их согласия, не могут быть подвергнуты медицинским, научным или иным опытам, связанным с испытанием лекарственных средств, новых методов диагностики, профилактики и лечения заболеваний, а также проведением биомедицинских исследований.

Это я на всякий случай насчёт планируемой принудительной вакцинации уточняю, а равно и психологических опытов над нами на предмет изучения воздействия стресса от длительной изоляции на психику.

Короче говоря, какие именно из перечисленных в Кодексе преступлений совершили 12 миллионов невинно репрессированных москвичей, мне лично неизвестно. Равно как и то, решением какого именно суда и по какой статье они были осуждены на то, что их родной город, в котором г-н Собянин поселился совсем не так давно, превращён ныне в огромную "колонию-поселение" с существенно более жёстким режимом содержания, чем в обычной колонии. Возможно, это известно мэру Собянину и его присным, потому что полномочия мэрские заканчиваются, и рано или поздно ответить по поводу нарушения Конституции и прочих своих действий им всем, надеюсь, придётся.

От мэра и так уже терпели многое: и снос ларьков с установкой на этом месте таких же "своих", и выкладывание московского центра плиткой и бордюрами из полированного гранита (производство которых считали семейным бизнесом мэрской родни) за счёт пособий многодетным и социальных выплат, разбойничьи "платные парковки" в спальных районах, гомерические стройки с толпами гастарбайтеров и т.д. Но "карантинные меры" в формате "колонии-поселения" москвичи ему вряд ли простят.

Новости партнёров